Рубрики

Страницы

Представьте для себя фотоаппарат, оборудованный объективом с неизменным фокусным расстоянием 55 мм, со свободным фокусом (по английской терминологии фокус free) и наибольшей диафрагмой f/4,5. «Мыльница» -с омерзением произнесёт большая часть из читателей. Конкретно так назывались примитивные изделия из Юго-Восточной Азии, заполонившие русский рынок сначала 90-х. Вышеперечисленная камера тоже появилась в 1990 году, но, в отличие от «мыльниц», стоила она дороже неких проф «зеркалок».

Разъяснялось это тем, что упомянутый фотоаппарат был цифровым. Поточнее — первой любительской цифровой камерой Dycam Model 1,более известной под заглавием Logitech FotoMan FM-1.

Тенденции в цифровой фото. Объективы.
Logitech FotoMan FM-1 (разрешение 376X284, объектив 55 мм, f/4,5)

Вобщем, сетовать на примитивность оптики не приходилось — при разрешении 376X284 использовать качественный вариообъектив не имело никакого смысла. И хотя в том же 1990 году появилась 1-ая цифровая «зеркалка» Kodak DCS-100, сделанная на базе плёночной камеры Nikon F3 (одна из наилучших проф моделей того времени) и использовавшая весь диапазон прелестной оптики Nikkor, посреди любительских цифровых фотоаппаратов до настоящего времени встречаются экземпляры, оснащённые объективом класса «мышкин глаз». Вобщем, цифровые фотоаппараты конкретно с таковой оптикой дали возможность «демократизировать» цены на данный тип техники. А именно, показавшийся в 1996 году в Санкт-Петербурге Kodak DC-20 (OEM-версией фотоаппарата Chinon ES-1000) стоил порядка трёхсот баксов.

Тенденции в цифровой фото. Объективы.
Kodak DC-20 (Разрешение 493X373, объектив 47 мм, f/4)

И хотя особенным комфортом в эксплуатации камера никак не блестела (отсутствовали ЖК-дисплей, вспышка и сменная память), малая стоимость, маленькие габариты, малый вес и скромное энергопотребление сделали DC-20 «первым шагом в мир цифровой фото» для достаточно огромного числа юзеров.

Но с ростом разрешения ПЗС-матриц стало ясно, что низкое оптическое разрешение объектива и отсутствие автофокуса уже не соответствуют способностям детекторов. Потому уже в 1995 году появились фотоаппараты с автофокусным объективом, одной из которых была DC-50 Zoom (OEM-версия Chinon ES-3000, популярная также под обозначением Dycam 10-C).

Тенденции в цифровой фото. Объективы.
Kodak DC-50 Zoom (Разрешение 756X504, объектив 37-11 мм, f/2,8-f/4)

Объектив этой камеры был не только лишь автофокусным — его фокусное расстояние было переменным (от 37 до 111 мм в эквиваленте 35-миллиметровой камеры), что существенно расширяло способности юзера. Таковой тип оптики неверно принято именовать «зум-объективом» (от британского zoom), хотя более правильным термином является «вариообъектив».

Кроме существенно улучшившейся оптики, DC-50 Zoom характеризовалась такими «вкусностями», как вспышка, ЖК-дисплей и отсек для сменной памяти. Хотя по внешнему облику фотоаппарат Kodak оказался больше схожим на камеру (и таковой дизайн не прижился в цифровой фото), перечисленные выше составляющие стали стандартными для всех цифровых камер, а автофокусный вариообъектив применяется в подавляющем большинстве моделей. Вобщем, данный тип оптики варьируется как по габаритам, так и по кратности, светосиле, оптическому разрешению и уровню геометрических и хроматических аберраций.

Для уменьшения габаритов объектива в ряде всевозможных случаев «хобот» с оптикой «втягивается» в корпус фотоаппарата при его выключении. В первый раз такое конструктивное решение было использовано в малогабаритных 35-миллиметровых фотоаппаратах, а в цифровой фото выдвигающимся вариообъективом обзавелась сначала камера компании Kodak — в 1997 году появилась DC-210, OEM-версия KINON DC-1100. Вобщем, объектив DC-210 был не автофокусным, а вот у показавшегося позже Olympus C-900Z (южноамериканское обозначение D-400Z) и кратность оптики была выше (три заместо 2-ух), и автофокус имелся.

Тенденции в цифровой фото. Объективы.
Kodak DC-210 (Разрешение 1152X864, объектив 29-58 мм, f/4-f/4,7)

Тенденции в цифровой фото. Объективы.
Olympus C-900Z (Разрешение 1280X960, объектив 35-105 мм, f/2,8-f/4,4)

Наличие автофокуса, кроме более резкого изображения близлежащих объектов съёмки, обеспечивало и поболее высшую светосилу объективов. Дело в том, что в объективах со свободным фокусом, которыми оборудованы Kodak DC-20 и DC-210, употребляется такое оптическое свойство, как гиперфокальное расстояние — малое расстояние от съемочного объектива до воображаемой плоскости в пространстве. При фокусировке объектива на эту плоскость далекая граница изображаемых им резко объектов оказывается в бесконечности, а ближняя граница (другими словами малая дистанция съемки) оказывается на расстоянии, равном половине гиперфокального расстояния.

Так как величина гиперфокального расстояния прямо пропорциональна квадрату фокусного расстояния объектива и назад пропорциональна его диафрагме, производители, стремясь уменьшить ближнюю границу съемки (хотя бы до 1,5 метров), употребляют объективы с очень закрытой диафрагмой, которые совсем не адаптированы для съёмки при недостаточной освещённости.

Если приходится снимать в помещении со слабеньким источником света, или на улице в сумерках, то оптика должен быть как можно более светосильной. Обычно, таким считается объектив, малое значение диафрагменного числа которого 2,8 и ниже. Производители вариообъективов считают «светосильной» оптику с самыми различными параметрами, но вернее всего именовать этим термином таковой объектив, у которого при «маленьком» фокусе наибольшее относительное отверстие эквивалентно f/2,0-f/2,8, а при «длинноватом» фокусе — f/2,5-f/3,0. Такая оптика обеспечивает более насыщенный световой поток, чем обыденные объективы, потому можно использовать «недлинные» выдержки и уменьшить риск «сдёргивания» кадра. Не считая того, светосильные объективы более «расслабленно» переносят установку разных насадок — насадочных линз и светофильтров, потому что ослабление светового потока этими насадками ограничивает их внедрение вместе с обыкновенными объективами.

Одной из первых цифровых камер со светосильным объективом была Olympus C-2000 Zoom, показавшаяся в 1999 году. Кроме высочайшей (f/2.0-f/2.8) светосилы, вариообъектив (от 35 до 105 мм в эквиваленте 35-миллиметровой камеры) C-2000 Zoom отличался низким уровнем геометрических и хроматических аберраций и неплохим припасом оптического разрешения, позволявшим стопроцентно раскрыть способности двухмегапиксельной матрицы фотоаппарата.

Тенденции в цифровой фото. Объективы.
Olympus C-2000Z (Разрешение 1600X1200, объектив 35-105 мм, f/2-f/2,8)

Из других особенностей объектива C-2000 Zoom необходимо подчеркнуть наличие резьбы, позволявшей установить насадочные линзы и светофильтры. В купе с расширенным набором функций (режимы обсчёта экспозиции с ценностью по диафрагме или выдержке, точечный и матричный экспозамер) и разъёмом для подключения наружной вспышки, юзер получал возможность вести съёмку в самых сложных критериях. Практически, фотоаппарат Olympus ознаменовал собой момент перехода любительских цифровых камер из разряда игрушек в категорию инструментов для работы.

Как и у многих других моделей, объектив C-2000 Zoom при выключении камеры втягивался в корпус, что позволяло уменьшить габариты фотоаппарата. Но существовали и другие методы сделать камеру компактнее.

Одним из их была «переламывающаяся» схема, при которой объектив с видоискателем и вспышкой размещались в одном блоке, а отсеки для аккумов и сменной памяти, ЖК-дисплей и вся электроника — в другом. Меж собой блоки соединялись шарниром, и поэтому могли поворачиваться на достаточно большой угол. В первый раз такая сборка была использована в 1996 году компанией CASIO для собственной модели QV-10, но в этом фотоаппарате «переламывание» использовалось только для большего комфорта при съёмке из неловких положений (к примеру, поверх толпы), и компактности камере не добавляло.

Тенденции в цифровой фото. Объективы.
Casio QV-10 (Разрешение 320X240, объектив 62 мм, f/2)

А вот у показавшейся в 1997 году AGFA ePhoto 1280 при съёмке требовалось развернуть блок с объективом так, чтоб он размещался под углом 90 градусов к основному блоку. При транспортировке блок с объективом поворачивался вертикально, и фотоаппарат занимал существенно меньше места в глубину.

Тенденции в цифровой фото. Объективы.
Agfa ePhoto 1280 (Разрешение 1024X768, объектив 38-114 мм, f/2,8-f/3,5)

Посреди аппаратов с таковой схемой самую большую популярность заполучили модели серии Coolpix 9xx компании Nikon,первым из их был показавшийся в 1998 году Coolpix 900.

Тенденции в цифровой фото. Объективы.
Nikon Coolpix 900 (Разрешение 1280X960, объектив 38-115 мм, f/2,4-f/3,6)

Нужно увидеть, что «переламывающая» конструкция, кроме преимуществ (компактность, возможность съёмки из неловких положений), обладает также серьёзным недочетом — так как вспышка размещена в одном блоке с объективом, её излучатель находится очень близко к оптической оси объектива, в итоге существенно растет риск возникновения «бардовых глаз» на снимке. Вот поэтому в последних моделях «переломной» схемы Nikon использовал откидывающуюся на шарнире ввысь вспышку.

Тенденции в цифровой фото. Объективы.
Nikon CoolPix 4500 (Разрешение 2272X1704, объектив 38-152 мм, f/2,6-f/5,1)

Вобщем, принимались и поболее экзотичные меры по уменьшению габаритов объектива. К примеру, компанией Minolta была разработана камера Dimage X, в какой объектив размещался снутри корпуса в вертикальной шахте, а изображение в него попадало благодаря окошку с призмой, «поворачивавшей» световой поток на 90 градусов — как в перископе. Невзирая на то, что аппарат вышел очень малогабаритным и лёгким, а юзеру не приходилось терять время на выдвигание объектива из корпуса, в целом конструкция оказалась не очень успешной — очень видными были дисторсия и низкое оптическое разрешение.

Тенденции в цифровой фото. Объективы.
Minolta DiMAGE X (Разрешение 1600X1200, объектив 37-111 мм, f/2,8-f/3,6)

Компания Pentax пошла другим оковём, разработав объектив, в каком при выключении фотоаппарата и «втягивании» оптики в корпус центральные линзы подымалиь ввысь, таким макаром, в «сложенном» виде составляющие занимали меньше места в глубину. Такое инженерное решение было очень увлекательным, все же, объектив, использовавшийся, а именно, в камере Casio EXILIM EX-Z3, характеризовался достаточно приметной дисторсией, также «бочкой» и виньетированием на «маленьком» фокусе.

Тенденции в цифровой фото. Объективы.
Casio EXILIM EX-Z3 (Разрешение 2048X1536, объектив 35-105 мм, f/2,6-f/4,8)

Так либо по другому, большая часть современных малогабаритных цифровых камер снабжаются вариообъективами обыкновенной, хотя и достаточно маленькой, конструкции. А вот схема объективов первых цифровых фотоаппаратов с оптикой высочайшей (порядка 10Х) кратности по-настоящему увлекательна с инженерной точки зрения.

Дело в том, что чем больше фокусное расстояние объектива, тем «короче» наибольшая допустимая выдержка. Такое ограничение вызвано тем, что при колебании объектива относительно его продольной оси световой поток, отраженный от объекта съемки, в процессе экспонирования сдвигается от оптической оси, в итоге кадр выходит «смазанным». Чтоб избежать этого, применяется так называемое «правило оборотной пропорциональности», согласно которому соотношение фокусного расстояния и выдержки, не вызывающей «смазанности», назад пропорционально. Другими словами при фокусном расстоянии 200 мм выдержка не должна быть продолжительнее 1/200 секунды.

Избежать ограничения по малой выдержке можно внедрением штатива, но он представляет собой достаточно громоздкое устройство, потому объективы, созданные для телесъёмки, часто оснащают системами оптической стабилизации. Одной из более успешных конструкций является Image Stabilizer, разработанная компанией Canon.

Конструкция данного устройства довольно непростая, чтоб обрисовывать ее детально, а основной принцип состоит в использовании линзы, перемещающейся перпендикулярно оптической оси.

Тенденции в цифровой фото. Объективы.
Механизм работы системы оптической стабилизации Canon Image Stabilizer

Стабилизация средством перемещения линзы осуществляется как в вертикальной, так и горизонтальной плоскости. Система гироскопических детекторов определяет как направление, так и скорость смещения. Для перемещения корректирующей линзы употребляется соленоид, так как такие приводы отличаются малыми габаритами и весом, резвой реакцией и умеренным энергопотреблением. Определение текущей позиции линзы осуществляется инфракрасными датчиками, а вся работа управляется высокопроизводительным процессором.

При использовании системы Image Stabilizer выдержку можно наращивать приблизительно в 4 раза относительно правила оборотной пропорциональности. К примеру, выдержка в 1/50 может удачно применяться при фокусном расстоянии 200 мм.

Одной из первых «дальнобойных» (с кратностью более 10Х) камер стала показавшаяся в 1998 году SONY Mavica FD-91. Впечатляющие габариты фотоаппарата позволили оборудовать его массивным автофокусным вариообъективом с спектром фокусного расстояния от 37 до 518 мм, что составляло рекордную кратность 14Х.

Тенденции в цифровой фото. Объективы.
SONY Mavica FD-91 (Разрешение 1024X768, объектив 37-518 мм, f/1,8-f/3,2)

Чтоб обеспечить возможность съемки с «длинноватой» выдержкой, была применена система оптической стабилизации своей разработки SONY под заглавием SteadyShot. При включении функции стабилизации объектив начинал «плавать» относительно камеры, отчасти компенсируя рывки. Время от времени SteadyShot работала удовлетворительно, но большая часть кадров, снятых на «длинноватом» фокусе, все равно выходило «смазанным». Отсутствие «зрачка» телескопического видоискателя подвигло журналистов прозвать эту камеру «зеркальной», но они были не правы — то, что походило на окуляр «зеркалки», по сути было ЖК-видоискателем, схожим тем, что употребляются в камерах. Вызвано это было тем, что обыденный телескопический видоискатель при настолько высочайшей кратности вариообъектива становился очень сложным оптическим прибором.

Хотя SONY принадлежит пальма первенства по части моделей с большой кратностью вариообъектива, по-настоящему применимая для телесъёмки камера появилась только 2-мя годами позже. Десятикратный объектив Olympus C-2100 Ultra Zoom снабжался системой оптической стабилизации Canon Image Stabilizer, и, в отличие от SONY Mavica FD-91, при наивысшем фокусном расстоянии 380 мм обеспечивал кадры без «сдёргивания» при выдержках прямо до 1/100 секунды.

Тенденции в цифровой фото. Объективы.
Olympus C-2100 Ultra Zoom (Разрешение 1600X1200, объектив 38-380 мм, f/2,8-f/3,5)

Правда, невзирая на высочайшее качество «дальнобойных» снимков, данный объектив в предстоящем применялся всего в 2-ух фотоаппаратах — Olympus E-100RS (которая, кроме остального, отличалась рекордной скоростью непрерывной съёмки — 15 кадров за секунду) и Canon PowerShot Pro 90 IS. Вызвано это было тем, что непростая система оптической стабилизации, во-1-х, не позволяла спроектировать малогабаритный фотоаппарат, а во-2-х, существенно увеличивала его цена.

Для решения этой трудности разработчики Olympus подошли к ней с другой стороны — для того, чтоб обеспечить нужную экспозицию, можно или «удлинить» выдержку, или снимать при более высочайшей чувствительности (прямо до ISO 800). А чтоб повысить интенсивность светового потока, выходящего из объектива, его сконцентрировали на ПЗС-матрице наименьшей площади (с диагональю 1/3 дюйма заместо ставшей эталоном ? дюйма). В итоге появилась Olympus C-700 Ultra Zoom, по внешнему облику и габаритам очень очень напоминавшая известную модель C-2000 Zoom, в особенности схожим был выдвигавшийся из корпуса вариообъектив с кратностью 10Х.

Тенденции в цифровой фото. Объективы.
Olympus C-700 Ultra Zoom (Разрешение 1600X1200, объектив 38-380 мм, f/2,8-f/3,5)

Как и у всех прошлых «дальнобойных» моделей, у C-700 Ultra Zoom в качестве видоискателя употреблялся маленький ЖК-дисплей. Эта же конструктивная особенность сохранилась у всех фотоаппаратов с вариообъективом высочайшей кратности — как у моделей серии C-7xx компании Olympus, так и у камер других производителей. Кстати, выдвигающийся из корпуса объектив также употребляется в большинстве «дальнобойных» фотоаппаратов. Ну а главным недочетом всего этого семейства будет то, что они не достаточно адаптированы для съёмки в критериях нехороший освещённости. Зато при фотографировании днём и вне помещений они позволяют запечатлеть мелкие детали удалённых объектов.

Большая часть юзеров увидело, что появляющиеся каждый год новые цифровые камеры почти всегда являются прошлогодними моделями, у каких возросло разрешение и добавился ряд сервисных функций (причём в ряде всевозможных случаев практическая полезность от этих функций очень условная). Так как однообразие достаточно стремительно наскучивает, производители пускаются во все тяжкие, чтоб привлечь внимание к своим разработкам. Очень грамотный ход сделала компания Canon, предложив в 200 году концепцию фотоаппарата со светосильной оптикой, кратность которой составляет не 3Х, а 4Х. Первой таковой моделью в 2002 году стала Canon PowerShot G3, юзер которой мог, с одной стороны, вести съёмку в помещении или в сумерках, а с другой — установить насадочную линзу, доводившую наибольшее фокусное расстояние до 245 мм, и фотографировать расположенные вдалеке объекты.

Тенденции в цифровой фото. Объективы.
Canon PowerShot G3 (Разрешение 2272X1704, объектив 35-140 мм, f/2-f/3)

Выгоды от таковой гибкости внедрения были явны, и в итоге ряд других производителей (а именно, Olympus с моделью C-5060 Wide Zoom) последовали примеру Canon. Но ещё огромных способностей могут достигнуть обладатели так именуемых «электрических зеркалок».

Термин этот применяется, в главном, по отношению к тем моделям, которые по массогабаритным чертам поближе к 35-милиметровым зеркальным фотоаппаратам, чем к обыденным любительским цифровым камерам (в том числе и к «дальнобойным» и «светосильным»). Кроме размеров и веса, основными различительными чертами этой техники является внедрение вариообъективов довольно высочайшей кратности (порядка 6Х) с огромным поперечником входной линзы и богатство сервисных функций, для управления которыми на большой корпус камеры выведено огромное количество кнопок (что также роднит данную категорию с обыкновенными «зеркалками»). К числу других особенностей относится наличие TTL-«ботинка» (колодки для крепления дополнительной вспышки, управляемой экспозиционным автоматом камеры) и ЖК-видоискателя — фактически говоря, конкретно благодаря этому узлу эти камеры и именуются «электрическими зеркалками».

Одной из первых «электрических зеркалок» стала показавшаяся в 2001 году Minolta DiMAGE 7. Невзирая на ряд недочётов, выявившихся в процессе эксплуатации фотоаппарата, сама концепция оказалась выигрышной, потому камера, пережив ряд «реинкарнаций», осталась в линейке продукции Minolta, а её последняя модификация именуется DiMAGE A1.

Тенденции в цифровой фото. Объективы.
Minolta DiMAGE 7 (Разрешение 2560X1920, объектив 28-200 мм, f/2,8-f/3,5)

Позже к выпуску «электрических зеркалок» подключились и другие производители, а камеры данного типа крепко основались в ценовом секторе от 700 до 1500 баксов. Но в 2003 году вышло одно событие, которое может серьёзно воздействовать на судьбу этой категории техники. Компания Canon выпустила EOS 300D (южноамериканское обозначение Digital Rebel) — первую цифровую «зеркалку» со сменной оптикой, цена которой составила меньше1000 баксов.

Тенденции в цифровой фото. Объективы.
Canon EOS 300D (разрешение 3072X2048)

И хотя фотоаппарат этот обладает рядом недочетов (пластмассовый, а не магниевый корпус, «хлопающее» при подъёме пластиковое зеркало, набор зеркал заместо пентапризмы), основное преимущество — возможность устанавливать очень подходящий для текущих критерий съёмки объектив — выводит доступную для юзера цифровую фототехнику на отменно новый уровень.

Похожие записи :

Отзывов нет

No comments yet.

RSS-лента комментариев.

К сожалению, по вашему запросу ничего не найдено.