Рубрики

Страницы

Фотографический материал (фотопленка, фотобума­га) представляет собой ряд тонких желатиновых слоев, нанесенных на листовую или рулонную пленку либо бу­магу, называемую подложкой. В зависимости от под­ложки фотоматериалы делятся на пленки и бумаги. На рис. 25 показано строение фотопленки для черно-

0,02

СОСТАВ И СТРОЕНИЕ СВЕТОЧУВСТВИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Рис. 25. Строение черно-белой фотопленки:

1 — основа, 2 — подслой, 3 — эмульсионный слой, 4 — противоореольный слой

белой фотографии. Защитный слой, являющийся тон­кой пленкой хорошо задубленного желатина, предо­храняет находящийся под ним эмульсионный слой от механических повреждений. Эмульсионный слой толщи­ной 0,008—0,025 мм — это также пленка желатина, в которой взвешены микрокристаллы галогенидов сереб­ра. Они являются светочувствительными компонентами фотоматериала. В этот слой вводят и другие вещества, из которых наибольшее значение имеют сенсибилиза­торы. Подслой — желатин с дубителем — служит для механической сцепки эмульсионного слоя на подложке. Его толщина очень мала. На фотобумаге подслой не дает эмульсии при ее поливе проникать в пористую подложку. Для повышения белизны бумаги в ее под­слой вводят баритовый слой. Противослой предохраняет пленку от скручивания и предупреждает возникновение электрических разрядов. Если в него введены красящие вещества с определенными свойствами, то он выполняет роль еще и противоореольного слоя. Противоореольный слой предупреждает появление ореолов — паразитных почернений, возникающих при фотографировании ярких

па

объектов на темном фоне. Краситель, содержащийся, в противоореольном слое, должен поглощать лучи тех две** тов, к которым материал наиболее чувствителен, пос­ле чего он разрушается при химической обработке. В эмульсию негативных материалов вводится главным образом бромистое серебро, иногда добавляется неболь­шое количество йодистого серебра. Совместно они более чувствительны, чем кристаллы одного лишь бромистого серебра. Эмульсионный слой фотобумаг может содер­жать бромистое серебро («Унибром»), хлористое и бро­мистое серебро («Бромпортрет»), хлористое серебро («Фотоконт»), хлористое, бромистое и йодистое серебро ‘(«Иодоконт»). Светочувствительность материала зависит от размеров кристаллов и их состава. Чем крупнее кристаллы — тем больше вероятность попадания кванта света на него и, следовательно, выше светочувствитель­ность. Светочувствительность различных галогенидов се­ребра неодинакова: наиболее чувствительно бромистое серебро, наименее — йодистое.

В эмульсионном слое в ничтожно малых количествах содержатся примеси не выясненного состава, содержа­щиеся в желатине — химические сенсибилизаторы. Они способствуют повышению светочувствительности фото­материала. Контрастность светочувствительного фото­материала зависит от однородности размеров микро­кристаллов. Чем они однороднее, тем контрастнее ма­териал. И наоборот, чем сильнее они отличаются друг от друга по размерам — тем менее контрастен фотома­териал. Галогениды серебра по своей природе чувстви­тельны только к синим, фиолетовым и голубым лучам (Я до 525 нм) и, следовательно, непригодны для боль­шинства фотографических работ. Введение в состав эмульсии оптических сенсибилизаторов увеличивает спектр, воспринимаемый фотоматериалом. Сенсибили­заторы— красители, способные окрашивать микрокри­сталлы эмульсии и поглощать те лучи, к которым очув — ствлен материал. В зависимости от характера сенси­билизации, фотоматериалы классифицируются на несен — сибилизированные с чувствительностью к длинам волн до 525 нм и пропускающими фиолетовый, синий и го­лубой цвета; ортохромат — до 580—600 нм; пропускает фиолетовый, синий, голубой, зеленый, желтый, желто­оранжевый лучи; этими же свойствами обладают и изо — ортохроматы с Я до 580—600 нм. Изохроматы с Я до 620—650 нм, кроме вышеуказанных, пропускают еще

m

оранжевый и оранжево-красный. Панхроматы с X до 660—730 нм пропускают все цвета спектра; изопанхро — маты (Л до 660—730 нм) обладают свойствами пан — хромата. Следует иметь в виду, что в области излучений с длинами волн Х~500 нм светочувствительность пони­жается.

Цветографические материалы имеют три эмульсион­ных слоя, их строение показано на рис. 26. Между верх-

СОСТАВ И СТРОЕНИЕ СВЕТОЧУВСТВИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Рис. 26. Строение цветной фотопленки: Слои: 1 — синечувствительный, 2 — желтый (фильтровый), 3 — зеленочувствительный,

4 — красночувствительный, 5 — зеленый противоореольный, 6 — основа

ним и средним слоями находится желтый фильтровый подслой. Эмульсионные слои отличаются один от дру­гого своей цветочувствительностью. Верхний — оптиче­ски несенсибилизирован, чувствителен только к лучам синей зоны спектра. Средний слой ортохроматический — чувствителен к лучам синей и зеленой зон спектра, но чувствительность к лучам синей зоны подавлена, т. к. перед ним находится желтый светофильтр, частично по­глощающий лучи синей зоны спектра. Нижний слой обладает добавочной чувствительностью к лучам крас­ной зоны спектра. Оптический сенсибилизатор подобран так, что слой не имеет чувствительности к зеленой зоне, а чувствительность к синей зоне подавлена тем же желтым фильтрованным подслоем. Поэтому нижний слой чувствителен только к красной зоне спектра. Эмуль­сионные слои цветографического материала, кроме мик­рокристаллов галогенидов серебра и оптических сен­сибилизаторов, содержат компоненты цветного прояв­ления. Они бесцветные, но при цветном проявлении пре­образуются в красители: желтый — в верхнем, пурпур­ный — в среднем, голубой — в нижнем слое. Некоторые цветные материалы, например маскированные пленки, содержат окрашенные компоненты. Они имеют другие цвета, чем изображения, полученные в этих слоях в ре­зультате цветного проявления. Например, компонента, содержащаяся в среднем слое, имеет желтый цвет. Пос­ле цветного проявления она частично остается в слое в виде позитивного изображения (маски), что существен­но улучшает цветопередачу, и с меньшими искажения­ми, чем на немаскированных материалах. Имеются фо­томатериалы с иным расположением светочувствитель­ных слоев.

Похожие записи :

  • Цветное позитивное изображение, получаемое на цвет­ной обращаемой пленке, при соблюдении условий съем­ки и последующей обработки отличается высокими ка­чествами воспроизведения ...

  • Процесс проявления черно-белой пленки способом об­ращения заключается в получении позитивного изобра­жения на той же самой пленке, которая экспонировалась в фотоаппарате. Одно ...

  • Телз, которые по-разному пропускают излучения различных длин волн и изменяют тем самым спектраль­ный состав проходящего через них. света.,.воспринимают* ся как окрашенные. Напр ...

  • С. В. ДОЛЖЕНКО В. А. ПУШКАРЕВФИЗИЧЕСКАЯ ОПТИКА Свет — спектр электромагнитных излучений — состо­ит из трех участков: невидимых ультрафиолетовых из­лучений с длинами волн от 10 ...

  • Раздел I. Физико-химическая сущность фотогра­фического процесса Состав и строение светочувствительных мате­риалов... Сенситометрия. Измерение основных фотографи­ческих свойств ...

Отзывов нет

No comments yet.

RSS-лента комментариев.

К сожалению, по вашему запросу ничего не найдено.