Рубрики

Страницы

Главное отличие сис­тем, принятых в разных странах, заключается в неоди­наковом выборе критерия светочувствительности и вы­ражения результатов испытания.

Так как светочувствительность чаще определяется по критерию, находящемуся в области недодержек, то перевести число светочувствительности по другой си­стеме можно только приблизительно. В некоторых сен­ситометрических системах светочувствительность опре­деляется как величина, обратная экспозиции, вызыва­ющей фотографический эффект: 5 = Ю/Я0 ГОСТ. В этом случае ряд чисел, выражающих светочувствительность, называется ее арифметической шкалой. В других сенси­тометрических системах светочувствительность выра­жается логарифмом указанной величины, т. е. S =

= lg l/HD (DIN), и в этом случае ряд чисел называется логарифмической шкалой светочувствительности. Ког­да светочувствительность выражена по арифметической шкале, то выдержка должна изменяться обратно про­порционально светочувствительности. В случае выра­жения светочувствительности по логарифмической шка­ле расчет экспозиции измеряется обратно пропорцио­нально антилогарифму числа светочувствительности. Например, если светочувствительность по DIN изменя­ется на единицу чувствительности, то выдержку затвора при одной и той же диафрагме следует изменить в 1,26 раза, т. к. 1,26 = antilg 0,1. В общем случае при из­менении светочувствительности по DIN в п раз выдерж­ку необходимо изменить в 1,26п раз. Приближенное соот­ношение чисел светочувствительности по различным сен­ситометрическим системам приводится в табл. 21.

Принципы сенситометрии многослойных цветографи­ческих материалов. Цветное изображение является сум­мой одноцветных изображений, образованных в различ­ных слоях цветографического материала. Свойства каж­дого слоя определяются его характеристической кривой, а свойства фотоматериала определяются как фор­мой и положением отдельных кривых, так и их соот­ношением. Для характеристики свойств отдельных слоев вводится понятие цветовой плотности, т. к. оптическая плотность не может характеризовать эффект действия света при получении окрашенного изображения. Вели­чины цветовых плотностей определяются следующими соотношениями:

DM = lg ^.син/^сии,

. Таблица 21. Приближенные соотношения числовых значений светочувствительности в разных сенситометрических системах

Единицы ГОСТа

ISO (ASA) (США)

Градусы

DIN

1,6

1,5

3

2,0

2,0

4

2,5

2,5

5

3,0

3,0

6

4,0

4,0

7

5,0

5,0

8

6,0

6,0

9

8,0

8,0

10

10

10

11

12

12

12

16

16

13

20

20

14

25

25

15

32

32

16

40

40

17

50

50

18

64

64

19

80

80

20

100

100

21

125

125

22

160

160

23

500

500

28

640

640

29

800

800

30

1000

1000

31

1250

1250

32

1600

1600

33

2000

2000

34

2500

2500

35

где Дк — желтая плотность, появляющаяся в резуль­тате действия света на желтый слой цветографического материала. Желтая плотность показывает степень ос­лабления синих лучей при их прохождении через жел­тое изображение. Причем чем сильнее Dx, тем больше ослабляются синие лучи. Пурпурная плотность Dn яв­ляется мерой ослабления зеленых лучей при их про­хождении через пурпурное поле Dn=g Fo seJF3eJl. Голу­бая плотность Ц. показывает, как ослабляются крас­ные лучи, проходящие через голубое поле: Dr~gFnrlJF„.

По измеренным оптическим плотностям на цветном денситометре строят три характеристические кривые, отражающие свойства одного из одноцветных изобра­жений, в сумме они дают четвертую кривую, определя­ющую цветное изображение. В идеальном случае они должны бы совпадать, но этого практически не полу­чается. Таким образом, не совпадают величины свето­чувствительности и коэффициентов контрастности от­дельных слоев фотографического материала.

Соотношение отдельных характеристических кривых называется балансом коэффициентов контрастности (Бт), или балансом средних градиентов (Б^), и является разностью наибольшего и наименьшего коэффициентов контрастности (или средних градиентов), определенных для отдельных слоев цветографического материала. Чем ближе баланс к правильному, тем правильнее переда­ются на цветном изображении черные, белые и все от­тенки серых цветов. Балансом светочувствительности (Б5) называется отношение наибольшей светочувстви­тельности к наименьшей для данного слоя цветографи­ческого материала. Общую светочувствительность нега­тивных фотоматериалов {£„) находят как среднеариф­метическое трех частичных светочувствительностей: SH = {Sc + «£, + SK)/3.

Общая светочувствительность обращаемых цветных фотоматериалов равна наибольшей частичной свето­чувствительности, а негативных — наименьшей светочув­ствительности.

Общую фотографическую широту негативных и обра­щаемых материалов (LM) определяют интервалом лога­рифмов экспозиций, в пределах которого все три харак­теристические кривые прямолинейны. Общую светочув­ствительность цветных фотобумаг находят по наимень­шей из частичных светочувствительностей, полученных по отдельным характеристическим кривым многослой­ного материала.

Общий коэффициент контрастности цветных фото­бумаг определяют наибольшим частичным коэффици­ентом контрастности, относящимся к зелено — или крас­ночувствительному слою. Полезный интервал экспози­ций цветных фотобумаг рассчитывается так же, как и для черно-белых.

Разбалансирование по светочувствительности исправ­ляется при цветном копировании с применением кор­ректирующих светофильтров. Разбалансирование по контрастности исправлению не поддается.

Спектральная и цветовая сенситометрия позволяет оценить действие окрашенных излучений (монохрома­тических или сложных) на фотографический слой. Это дает возможность судить о характере цветопередачи при съемке на данном слое, об эффективности применяе­мого светофильтра.

Метод спектральной сенситометрии заключается в том, что на материале, спектральные свойства которого оцениваются, фотографируют спектр при помощи спек­трографа. Он позволяет фотографировать спектр при разных экспозициях. Измерив плотности полученной спектрограммы, строят кривую спектральной чувстви­тельности фотографического материала, по которой су­дят о характере распределения светочувствительности но спектру.

Цветовая сенситометрия использует различные мето­ды. Важнейшим из них является метод измерения эф­фективной светочувствительности, выраженной (в про­центах) отношением светочувствительности фотоматериа­ла за светофильтром к его общей светочувствительности. Обычными методами сенситометрии находят светочув­ствительность материала за светофильтрами и без них. После этого вычисляют отношение светочувствительно­стей, т. е. находят эффективную светочувствительность.

Похожие записи :

  • Фотоматериалы в фабричной упакоівке при темпера­туре помещения 14—22°С и относительной влажности 50—60% сохраняют свои свойства в пределах гаран­тийного срока, указанного на уп ...

  • ИЗМЕРЕНИЕ ОСНОВНЫХ ФОТОГРАФИЧЕСКИХ СВОЙСТВ Фотоматериал испытывают на его отношение к бело­му свету или близкому к белому (дневному, ламп на­каливания), на отношение к свету пр ...

  • Черно-белые негативные панхроматические фотоплен­ки со светочувствительностью 32, 64, 125 и 250 ед. ГОСТ применяются для съемок при дневном и искус­ственном освещении. Показате ...

  • Сущность экспонометрического контроля освещения заключается в измерении светотехнических характерис­тик освещенного объекта фотографирования. При помо­щи таблиц или калькулятор ...

  • Фотографический материал (фотопленка, фотобума­га) представляет собой ряд тонких желатиновых слоев, нанесенных на листовую или рулонную пленку либо бу­магу, называемую подложко ...

Отзывов нет

No comments yet.

RSS-лента комментариев.

К сожалению, по вашему запросу ничего не найдено.