Рубрики

Страницы

ТРИ ЖИЗНИ ЛЕНИ РИФЕНШТАЛЬ

Абсолютная ровесница столетия, эта дама – танцовщица, актриса, режиссёр, фотограф – прожила 101 год. Ярко засияв нимбом собственной режиссёрской и актёрской славы на небосклоне III­го рейха, звезда Рифеншталь продолжала светить миру ещё в течение длительных 60 лет светом собственного таланта, оказавшегося универсальным: в 60 лет она становится фотографом, отправляясь в отдалёкую Африку, в 71 год увлекается дайвингом и вступает в ряды Гринпис. Припас её витальности кажется неистощимым: преодолевая нарастающее сопротивление всевластного Времени, Рифеншталь исхитрялась жить в нарастающем творческом режиме. Так, будто бы судьба дарила ей необыкновенную преимущество – бессмертие. Так, будто бы собиралась жить вечно.
Хелена Берта Амалия Рифеншталь родилась в Берлине в 1902 году. Обучалась отрисовывать, увлекалась танцем. На неё уделяет свое внимание режиссёр Макс Рейнгарт и приглашает в собственный «Немецкий театр». Всю жизнь она считала, что танец – ее истинное призвание, но из­за хворого колена ей пришлось это занятие бросить. Прославившись позже как превосходный режиссёр, Рифеншталь начинала в кино как актриса («Священная гора», 1925), сыграла еще в нескольких так именуемых «горных фильмах». В 1932 году она сама снимает кинофильм «Голубой свет». Но реальная слава её ещё ждёт впереди.

Жизнь 1-ая. Звезда III­го рейха

Творческий почерк Рифеншталь в синематографе решили использовать нацисты, и она снимает документальный кинофильм об их партийном съезде в Нюрнберге в 1934 году. III­му рейху всего только год, нацизм только набирает обороты…
«Триумф воли» станет патетическим гимном нацизму, захватит две золотые медали на фестивалях в Венеции и в Париже и войдёт в 10-ку наилучших кинофильмов всех времён и народов. Кинофильм вызывал таковой экстаз, а его привлекательная сила была такая, что у нацистов нет отбоя от желающих восполнить их партийные ряды. Сила и краса демонического культа военной машины, воспетые в «Триумфе воли», будут ещё длительно побуждать фашиствующих молодчиков на «подвиги», от которых содрогнётся мир.
Последующий кинофильм Лени Рифеншталь об Олимпийских играх в Берлине 1936 года – «Олимпия» (в 2-ух частях: «Праздник народов» и «Праздник красоты») монтировался два года и увидел свет в 1938 году. История документального кино ещё не знала такового размаха: было отснято 400 км плёнки, запечатлены 136 видов спорта, в съёмках задействованы 170 служащих, из их ­ 30 операторов.
Мощная творческая энергетика, подобно цунами, исходящая от режиссёра, потрясающая работоспособность Рифеншталь в купе с знаменитой любовью к порядку и требовательностью на съёмочной площадке – всё это, совместно взятое, в едином творческом порыве увлекает гигантскую съёмочную группу на создание новаторского документального шедевра. Рифеншталь устанавливает эталон спортивной съёмки и привносит в документальный кинофильм драматизм игрового кино.
Если б кто­то тогда мог представить, чем кончатся все «триумфы» и праздники» нацистов! Лени Рифеншталь навряд ли удалось бы получить настолько резвое и всеобщее признание.
За собственный талант, поставленный на службу нацизму, ей пришлось сердито рассчитываться. Трибунал признал ее пособницей нацизма и лишил свободы на четыре года.

* * *

ТРИ ЖИЗНИ ЛЕНИ РИФЕНШТАЛЬ

После чего о Лени Рифеншталь длительно предпочитали не вспоминать, хотя ее воздействие в проф кругах оставалось большущим, а киноленты скупо растаскивались по кусочкам для бесконечной документалистики, сейчас уже занимавшейся задним числом разоблачением поверженного «фашистского зверя». Практически весь кинофильм Миши Ромма «Обыкновенный фашизм» построен на длинноватых цитатах из кинофильмов Рифеншталь. Дело, возможно, было не только лишь в том, что она пребывала в политическом изгнании. Так удобнее запамятовать тех, чьими мыслями сам вдохновляешься. Ко всему иному Ромм этим фильмом демонстрировал русской власти очередной кукиш в кармашке, намекая на сходства меж эстетикой нацизма и революционного коммунизма.

Жизнь 2-ая. Открытие Чёрного Материка

Жизнь длится, и Лени Рифеншталь удачно находит для себя новые роли. После войны она много работает как фотограф для самых мастерски требовательных изданий. Но её уже императивно манит таинственный и неизведанный Чёрный Материк, который прославит Рифеншталь как фотографа, вдохнёт в неё новейшую творческую жизнь и изменит жизнь личную. Заместо белоснежной красы и воли ей предстоит снимать черную красоту – в большей степени мужскую.
Итак, в 1962 году она отчаливает в Африку с экспедицией нансеновского общества к затерянным на материке малоизвестным племенам – в Южный Судан. Тогда же возникают ее 1-ые фото о никому не известном племени нуба, и к 1964 году о ней начинают гласить всюду. Рифеншталь дает бессчетное количество просмотров собственных фото и документальных кинофильмов, снятых в Африке. Для съёмок она находит юного профессионального оператора ­ Хорста Кеттнера, который скоро становится её спутником жизни до конца дней. Сорокалетняя разница в возрасте никого из их не смущает: Лени – 60, Хорсту – 20. Рифеншталь много приглашают америкосы: Гарвардский институт, George Eastman House, National Geographic magazine. В 1966 году демонстрация кинофильмов раскрывается в Нью­йоркском музее современных искусств. На неё опять посыпались медали.
1-ая книжка Рифеншталь «Нуба – люди с другой звезды» (другой вариант – «Последние из нуба») выходит в Германии в 1973 году. Она сходу становится знаковой, а в 1995 году переиздается в Великобритании. В 1997 году выходит 2-ая книжка о племени нуба – «Люди Кау». Любопытно, что если не считать довоенную Schonheit im olympischen Kampf об олимпиаде 1936 года, то все выходившие публикации, начиная с 1973 года, после выдерживали более пятидесяти (!) переизданий.

Жизнь 3-я. Чудеса под водой

Когда ей было уже за 70, она занялась подводными съемками. Сначала 70-х плавание с аквалангом становится главным увлечением Лени Рифеншталь.
Прямо до 90-х годов прошедшего века она еще ныряла, снимая акул у берегов Коста­Рики, – тогда ей было 94 года. Кадры кинофильма Рэя Мюллера о жизни и творчестве Лени Рифеншталь, снятого к её девяностолетнему юбилею, – «Прекрасная и страшная жизнь Лени Рифеншталь» – позволяют узреть, с какой трогательной заботой помогает собственной Лени облачиться в подводное снаряжение Хорст Кеттнер, по возрасту годящийся ей во внуки.
К нынешнему деньку на планетке, наверняка, не осталось места, где бы фотограф не опустилась под воду. Подводный мир вызывает экстаз и потрясает своим многообразием, гармонией и умопомрачительными сюжетами. В 1978 году выходит 1-ая книжка Рифеншталь, проиллюстрированная подводной фото; 2-ая – «Чудеса под водой» – выходит в свет в 1991 году.
И здесь Лени оказалась посреди первых и наилучших. За это ее одарили в 1987 году, в возрасте 85 лет. В том же году она опубликовала автобиографию, а в 1992 году был снят кинофильм уже о ней самой, тоже получивший несколько призов.

* * *

ТРИ ЖИЗНИ ЛЕНИ РИФЕНШТАЛЬ

ТРИ ЖИЗНИ ЛЕНИ РИФЕНШТАЛЬ

Вся жизнь Лени Рифеншталь являет миру её триумф воли: милостивая и сразу свирепая к ней судьба только отчётливее выявила рельеф её нрава и творческого потенциала.
Чего стоит хотя бы десятимесячный, в одиночку (!), африканский поход 1963 года либо поездка в Южный Судан в 1964 году (опять нуба), когда штатская война в стране была в самом разгаре. Что до противных «мелочей», то Рифеншталь на их «везет». То она увлекается съемкой, и на нее падают двое нубийских бойцов – сломаны ребра. То она попадает в серьезнейшую катастрофу и оказывается в живых по воле варианта. А пару лет вспять происходит самое ужасное – с пятнадцатиметровой высоты падает на землю и пару раз переворачивается вертолет, в каком находится Рифеншталь и режиссер Рэй Мюллер. Все обходится! Если, естественно, не считать сломанных ребер, заморочек с легкими и, как следствие – нескольких недель в лазарете на исцелении. А в 2000 году решила отправиться к своим возлюбленным нубийцам, хотя в Судане свирепствовала хаотическая война, и ее аккомпанировало целое военное подразделение. Казалось, что сейчас Рифеншталь уже никогда не умрет, но древняя дама с косой все­таки догнала ее, не дав прожить очередное столетие: Лени Рифенштавль скончалась во сне 8 сентября 2003 года, на 102­м году жизни.

P.S. Потому что же все­таки обстоит дело с ее нацизмом? Может быть, лучше запамятовать об этом? Это ведь было так издавна. Феминистки обожают Рифеншталь, не обращая на ее прошедшее никакого внимания. Сама Рифеншталь много чего произнесла в свое оправдание. К примеру, что никогда не была членом партии. Про лагеря погибели ничего не знала. Геббельс ее не обожал, и на него она никогда не работала. Гитлер обожал, но тоже не без оговорок. Ему, к примеру, не нравилось, что в ее олимпийском кинофильме были красиво отсняты темные америкосы. Зато кинофильм получил полное одобрение Интернационального олимпийского комитета. Ее работа в Судане обосновывает, что она не расистка. И вообщем, чего привязались – для меня искусство главнее всего.

ТРИ ЖИЗНИ ЛЕНИ РИФЕНШТАЛЬ

Но вот загвоздка. Всю жизнь она исповедовала жизнеутверждающий культ физического совершенства человека и была одержима красотой. Она сама была породистой кросоткой и, судя по всему, всю жизнь это отрадно переживала. Вот ее собственные слова: «Мне никогда не охото снимать либо фотографировать нездоровых и уродливых людей либо ужасные действия. Я настроена в высшей степени позитивно». Она добавляет к этому, что не возражает, когда такие гении как Пикассо либо Кете Кольвиц оперируют всякими страхами и уродствами, но сама она из другого теста. Лени Рифеншталь была творцом и персонажем нацистского мифа.
Противоречия меж ее творчеством и нацистским мифом нет. Ее полный положительный эстетизм был органичен духу нацизма. Когда она гласила, что не занималась пропагандой, она не кривила душой. Она не продавалась и не нанималась, хотя ее «партийные» киноленты и принесли ей отличные средства, в чем ее позже и упрекали постоянно. Она никогда сознательно никому не промывала мозги. И не призывала ни к чему нехорошему и антигуманному. Она воспевала жизнь, силу, волю, красоту. Есть возражения?
Возражений как бы нет. Но конкретно в этом и состоял ее глубинный нацизм. Положительное эстетство нацизма фундаментально. Более того, оно единственное, что было в нацизме не ситуативно­случайно. Так заклеймят ли творчество Лени Рифеншталь будущие поколения либо вынесут оправдательный приговор? На этот вопрос предстоит ответить истории.

Похожие записи :

  • Его популярность громадна. Он опубликовал 6 фотографических книжек. Переснимал фактически всех узнаваемых людей мира: мир этот повсевременно в движении. Актеры и живописцы, пев ...

  • По данным аналитической компании NPD Group, реализации цифровых камер в США в текущем году могут достигнуть рекордного уровня. К концу ноября поставки цифровых фотоаппаратов на ...

  • 24 года собственной жизни проведёт с фотоаппаратом в руках и будет признан наилучшим фотографом 19 века, снимавшим малышей Он жил как в скорлупе, не выбиваясь из заведенного по ...

  • История сотворения цифровых камер началась с развитием телевидения в 1940 - 1950 годах. Тогда только начинали находить пути записи изображений. 1-ый прорыв был совершен в 1951 ...

  • Камеры Leica интенсивно употребляются в мире фотожурналистике. Есть папарацци, которые не снимают ничем, не считая Leica. В реальности, многих сразили возможности объективов Le ...

Отзывов нет

No comments yet.

RSS-лента комментариев.

К сожалению, по вашему запросу ничего не найдено.