Рубрики

Страницы

Ощущение цвета предмета при одинаковых условиях рассматривания может изменяться в зависимости от со­стояния наблюдателя и его отношения к предмету. При разработке систем воспроизведения цвета за основу берется нормальное зрение, определяемое как средне­статическое восприятие цвета большинством людей, не имеющих сильных аномалий в оценке цветов. Известно, что ощущения одного и того же цвета могут быть вы­званы смешением различных излучений. Такое же ощу­щение может быть вызвано и при смешении как моно­хроматических излучений, так и излучений с достаточно широким спектром частот. Важно, что человек не рас­познает, какие составляющие лежат в основе суммарно­го цветового восприятия. Поэтому и возможно воспро­изведение исходного цвета смешением различных по цвету световых потоков — аддитивный синтез цвета — или последовательным вычитанием из белого цвета — субтрактивный синтез.

Цвет — это субъективное ощущение, вызываемое в глазах и в мозгу человека светом различных длин волн и интенсивности. Цвет возникает в органах зрения че­ловека, не существуя независимо от них и не являясь

ІЗ

объективной физической величиной, для его описания применимы не объективные, а субъективные оценки его основных характеристик. Цветовые ощущения рожда­ются в результате излучения света, поэтому естественно связать объективные характеристики излучения (длину волны, яркость и чистоту света) с субъективными: цве­товым тоном (ощущением света с определенной длиной волны), насыщенностью (ощущением чистоты цвета), светлотой (ощущением яркости). Отметим, что цветовой тон и насыщенность — качественные характеристики цве­та и составляют цветовую насыщенность, а светлота — количественная характеристика.

Цветовым тоном (оттенком) обладают все хромати­ческие излучения: желтый, зеленый, синий, красный и их всевозможные сочетания. Белый, черный и серый цве­та не имеют цветового тона и называются ахромати­ческими.

Насыщенность — степень выражения цветового то­на— указывает на концентрацию красителя. Является субъективной характеристикой (поэтому говорят: «силь­ный цвет» или «блеклый цвет») и количественно выра­жается объективной характеристикой излучения — чис­тотой цвета, характеризуется степенью разбавления основного цвета белым. Можно считать, что насыщен­ность есть ощущение чистоты цвета, а чистота цвета — количественное выражение насыщенности. Если обозна­чить яркость белого цвета а яркость однородного цвета, визуально отождествленного с хроматическим, Вс, то чистота цвета Р определяется по формуле Р = = Bcl{Вс -j — Bw]. Значение чистоты цвета изменяет­ся от 1 до 0. Ахроматические цвета меньше насыщен­ные, Р = 0, а для чистого спектра Р=. У цветов одного цветового тона человек способен различать до двадцати пяти градаций по насыщенности. Для определения цве­товой насыщенности пользуются равноконтрастными цветовыми таблицами атласа цветов.

Светлота — признак, позволяющий сопоставить вся­кий хроматический цвет с одним из серых тонов, раз­личаемых только по светлоте и ассоциирующихся в на­шем сознании с количеством белой и черной красок в их сочетании. Светлотой пользуются для характерис­тики освещенности различных деталей. .Она тоже субъ­ективный признак цвета, характеризующий вызываемое цветом ощущение яркости. Яркость же определяется интенсивностью воздействующего на глаз излучения, от

которого зависит сила светового йосприятия. Мера та­кого восприятия— светлота: чем больше яркость, тем больше светлота.

Яркость, а значит, и светлота зависят от освещенно­сти и отражательной способности поверхности. Светло­та, кроме этого, зависит от цветового тона насыщенно­сти. Существует четкая зависимость между светлотой и насыщенностью: с увеличением насыщенности умень­шается светлота. Светлота — единственный признак, которым обладают и хроматические, и ахроматические цвета. В пределах некоторого диапазона изменения освещенности светлота цвета остается постоянной (слу­чай цветовой адаптации), при сильном изменении — она изменяется. От уровня освещенности зависит число градаций по светлоте: так, при малой освещенности человек может различать до 20 градаций, при повышен­ной до 64.

Похожие записи :

  • Метамерные цвета. Световые излучения подразделя­ются на простые — монохроматические — и сложные, представляющие собой последовательность монохрома­тических излучений спектра. М ...

  • Аддитивный синтез — это способ получения множест­ва цветов оптическим смешением (наложением) синего, зеленого и красного. В случае фотометрически равных потоков синтезируются с ...

  • ТРЕХКОМПОНЕНТНАЯ ТЕОРИЯ ЦВЕТОВОГО ЗРЕНИЯ Имеющиеся в сетчатке глаза колбочки содержат различные красители (иодопсины), по-разному погло­щающие свет. Они, подобно родопсину пало ...

  • Субтрактивный синтез — способ получения множест­ва цветов поглощением из белого цвета отдельных его составляющих. Обычно в цветной фотографии вычита­ются первичные цвета (синий ...

  • Свет от рассматриваемого предмета попадает в глаз и создает оптическое изображение на сетчатке. Сетчат­ка имеет три вида колбочек с различной светочувстви­тельностью. В каждой ...

Отзывов нет

No comments yet.

RSS-лента комментариев.

К сожалению, по вашему запросу ничего не найдено.